Свято-Введенский храм

Литургия в храме совершается по воскресеньям и двунадесятым праздникам. Начало в 9:00.

В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы — в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению. Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма. Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся. Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость".

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В №11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе. Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже. Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы. Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы - Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.
Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом. Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М. Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной - «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы.

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на клиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Свято-Введенский храм
Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художников Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне. Направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).