Основатели и попечители школы
История школы тесно связана с именем ее основателя и попечителя, обер­прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева и его жены Екатерины Александровны. Их молитвами и трудами школа совершенствовалась и расширялась, а родительская опека и любовь к детям, глубочайшая религиозность и уважение к православной традиции немало способствовали ее развитию как учебного заведения, готовившего учителей для церковно­приходских школ.
Константин Петрович
Победоносцев
Обер-прокурор Синода
Екатерина Александровна
Победоносцева

Константин Петрович
Победоносцев приёмной дочерью Марфой
Константин Петрович Победоносцев (1827 - 1907) – выдающийся русский государственный деятель, ученый ­правовед, писатель, переводчик, историк Церкви, один из основателей и попечителей Свято­-Владимирской школы при Воскресенском Новодевичьем монастыре; автор и активный проводник реформы церковно­приходского образования (1884), призванной восстановить особый внутренний уклад церковно­приходских школ; противник реформы церковного управления, расширения веротерпимости, созыва поместного собора и противник Октябрьского манифеста, из-за непринятия последнего – подал в отставку с должности обер-прокурора Синода и члена Комитета министров. Отставка была принята с оставлением в должностях члена Госсовета, статс­секретаря и сенатора.
Церковно-приходская школа - это в полном смысле слова излюбленное детище К.П. Победоносцева, на развитие которого им было обращено самое тщательное внимание и приложена неусыпная забота в уверенности, что со временем народ, пройдя повсеместно эти центры просвещения, станет именно в желаемой ему сознательной и нераздельной близости к Церкви.
Он неоднократно заявлял, что устроению этих школ он уделял наибольшее внимание и считал самым важным делом, так как оно делалось для народа. Его стараниями были даны в распоряжение духовного ведомства большие средства для развития именно церковно-приходских школ и церковного просвещения народа.
Из сводной статистической таблицы , составленной г. Преображенским мы узнаем, что в последний год царствования Александра II в России числилось всего 273 церковно-приходские школы с 13 035 учащимися в них. К концу царствования Александра III этих школ имелось 31 835 с 981 076 учащимися, а в 1902 г. было уже 43 696 школ с 1 782 883 учащимися.
"Человека вообще" в природе нет и быть не может. Это отвлеченное понимание, существующее только в головах, да в книгах. А потому и общечеловеческой нравственности быть не может: есть только нравственность христианская, магометанская, еврейская, в действительности, исключающие одна другую. Равно и воспитание может быть в духе одной какой-либо определенной религии и нравственности, а не в духе религии вообще и нравственности вообще.
На учащихся, какого бы они пола ни были, оказывают воспитательное влияние традиции школы – издавна заведенные в ней порядки, привычки и воззрения воспитывающихся. Этот строй педагогической жизни, отличающий одну школу от другой, одни называют обычаем школы, другие – направлением и духом. Дело не в названии. Даже в жизни, после многих лет и перемене в личности и судьбе, воспитанники некоторых школ легко отличаются от воспитанников других школ: такую печать на них кладет не тот или другой прославившийся педагог, а самая школа, ее культура. Излишне говорить о принципе товарищества, имеющем силу в каждой школе и поддерживающем обычаи и предания.
Каков же должен быть дух и обычай в наших женских гимназиях? Вопрос может показаться излишним после того, как мы ответим на него: русский. Мы привыкли отождествлять слово русский со словом православный. Простой русский человек на вопрос о национальности, например, немца, говорящего по-русски исправно до неузнаваемости, обыкновенно отвечает: «Не в нашу церковь ходит».
Заметим: во всех немецких школах, как на немецкой, так и на русской земле стоящих, обычай школы лютеранский, а не какой-либо другой… Нам, русским, следует подражать в этом случае немцам. Почему бы и нам не стремиться к водворению в наших женских гимназиях обычаев и духа православия, чтобы быть этим школам русским?»
Константин Петрович Победоносцев
Екатерина Александровна Энгельгардт (1848—1932)
В свое время Екатерина Александровна писала: «Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры — школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью». Екатерина Александровна выбирала преподавателей, своим советом руководила обучением, участвовала в выборе учебных программ, учебников, пособий, тем письменных работ. Для воспитанниц она была как мать — искренняя, правдивая, а иногда и строгая.
Екатерина Александровна Победоносцева руководила школой до самой революции. Осенью 1917 года школа и храм были закрыты. В здании школы была устроена больница.
Екатерина Александровна скончалась в феврале 1932 года, затворившись в родном Новодевичьем монастыре, на четверть века пережив своего супруга. На ее глазах разорено было светлое голубое гнездышко, а дорогая могила Константина Петровича подвергнута поруганию и осквернению. О чем она думала, о чем страдала эта стойкая и верная душа в женской обители, тоже доживавшей свои последние дни? Она была совершенно беззащитна перед лицом врага – ее, супругу ненавистного новой власти заступника самодержавия, могли сгноить в тюрьме, уничтожить. Но – таинственно хранил Господь.
Она была похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря. А восстановленная могила ее супруга у стен Введенского храма Свято-Владимирской школы - место регулярной молитвы воспитанников школы возрожденной об основателях школы исторической.

Екатерина Александровна Энгельгардт