1. ВВЕДЕНИЕ.
Долгими зимними вечерами пандемийского заточения я занималась изучением семейного архива - тех скупых данных, оставленных мне в наследство моими родственниками. Когда знаешь свои корни - устойчивее ощущаешь себя в жизни - это отмечают многие мои сверстники. Уникальные страницы семейной летописи раскрывают перед нами целый пласт истории страны, показывают насколько переплетаются исторические события страны с жизнями семей, какие кружева плетёт им судьба и какое наследие предопределяет.
Молодому поколению, любующемуся радостно играющими на солнце золочёными куполами православных храмов, трудно представить в каком плачевном состоянии находились эти церкви десятилетия назад. Сегодня, приходящие подвизаться в монастырь, принимают как данность благолепие храмов, а в середине 90-х годов ХХ века желающие послужить Богу в монашеском чине вынуждены были нести подвиг иного рода, вызванный необходимостью посвящать свою жизнь восстановлению разорённых храмов и уклада монастырей.
1.1. Гипотеза - предположим, что исторически сложившиеся обстоятельства и перемены в стране влияют на духовный выбор её граждан.
1.2. Актуальность. Современное российское общество постоянно переживает период сложных изменений, что подвергает серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев молодежи. Часто у многих искажены понятия милосердия, доброты, великодушия, справедливости, патриотизма.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать достойными представителями общества, современной молодёжи необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков, понять, почему молодёжь приходит к вере и избранные принимают монашеский постриг.
В этой работе я исследую исторически сложившиеся события в моей семье, семейные предания, уникальные совпадения и судьбу человека, распахнутую в небеса.
1.3. Цель исследования - Предоставить возможность моим сверстникам поближе познакомится с событиями в годы Блокады Ленинграда через воспоминания моих прабабушек.
Показать, что именно духовное и нравственное начала человека определяют мысли, слова, поступки, раскрывают его выбор на примере судьбы Игуменьи Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт- Петербурга Матушки Софии.
1.4. Задачи исследования:
- познать события Блокадного Ленинграда из воспоминаний прабабушек, записать эти рассказы;
- познакомиться с историей создания Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга и изучить причины принятия монашества в наши дни;
- изучить биографию настоятельницы монастыря Игуменьи Софии, понять значение роли личности в истории возрождения православного монастыря;
- сформировать духовно-нравственные ориентиры моих сверстников на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
1.5.Объект и предмет исследования. Объект – уникальные страницы истории семьи.
Предмет – связь исторических событий в стране с судьбами членов моей семьи.
1.6. Методы исследования:
- хронологический;
- контент- анализ;
- беседы, интервью, диалог;
- работа с семейным архивом и фондами библиотек;
- поиск информации в интернете.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
РАЗДЕЛ 2.1 Семейные предания Блокадных лет.
Тема Великой войны поистине неисчерпаема и окружает нас не только в виде литературных произведений из школьной программы. А и из воспоминаний родственников, переживших этот ужас.
Прадед погиб в первый день Блокады – 6 сентября 1941 года при бомбёжке на Пулковских Высотах. Прабабушка Марина осталась с дочерьми в блокадном Ленинграде. В то время она работала на оборонном заводе. Саша, старшенькая, с отличием закончила школу. После гибели отца она ушла добровольцем на фронт. Сначала служила связисткой в блокадном Ленинграде. Войну же закончила в Хабаровске в сентябре 1945 года. Награждена многими орденами и медалями. После войны вернулась домой и трудилась в родном Ленинграде. В старости Александра приняла монашество. Прабабушка многое о тех страшных днях Блокады поведала мне. Вот один из её рассказов.
«Аннушка лежала уже третью неделю. Слабость расползлась по всему телу и душила её. Не было никаких сил, чтобы пошевелиться. Пятый день она уже не могла даже пить. Аннушка вспоминала школу, молила Господа о спасении. Её воспалённые мысли прервал звук в коридоре – пришёл Степан, сосед по коммунальной квартире: «Здравствуй, Марина!», - услышала Аня его обращение к матери,- «Я вот гробик для Аннушки принёс, славный такой гробик, ей будет хорошо в нём.» Марина перекрестилась и заплакала, наверное, она думала, что доченька уже умерла. Аннушка напряглась изо всех своих последних крошечных сил и пискнула: «Ма..». Марина метнулась к девочке, крепко прижала к себе, приговаривая: «Мы ещё с Аннушкой поживём, Степан, мы ещё поживём..» С этой минуты Аннушка стала поправляться. Потом Аня ходила в школу и, как все блокадные дети, помогала спасать город и его жителей от голода и холода. За отличную учёбу в мае 1943 года её наградили книгой М.Ю.Лермонтова «Демон» довоенного издания с иллюстрациями самого М.Врубеля». Томик, бережно семьёй хранимый, сегодня красуется у меня на книжной полке.
22 декабря 1942 года в возрасте 12 лет Анна Максимовна Шапакова была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Вывод: дни войны, Блокады не помеха в приобретении школьных знаний, посильной помощи людям.
О блокаде прабабушка Саша вспоминала всегда с напряжением, отмалчивалась. Однажды спросила меня с горечью: «О чём говорить?». А потом продолжила: «Страшно было: людей умерших ели…», - потом потихонечку расслабилась и рассказала мне ещё одну семейную историю - про кота Ваську.
«Зимы 1942-1943 годов были самой голодной блокадной порой. В Ленинграде съели всех собак, крыс... Аня подобрала и принесла домой маленького котёнка, чудом выжившего. Он был настолько худ и жалок, что его решено было выходить и оставить в семье. Васька прижился. Как-то баба Марина жарила блины, неслыханное лакомство по тем временам. Мы все с нетерпением ждали угощения. Тёрся тут же и Васька. Да так ему хотелось этих блинов, что он отвратительно громко и назойливо мяукал, подпрыгивал и царапал Марину. А та возьми и шлёпни котенка по носу ложкой. Тот упал и…заплакал. Ваську подхватили и скормили ему все блины: таким жалким и несчастным казался он. В семье котенок прожил ещё долгую жизнь и оставил традицию: всех котов называть Васьками».
Вот такие грани войны помогли мне рассмотреть мои дорогие прабабушки.
Вывод: в военные годы из жизни людей не уходит милосердие, сострадание к своим близким и животным.
С войной тесно связано ещё одно семейное предание, свято хранимое в нашем роду –об иконе Казанской Божией Матери. История появления её в жизни нашей семьи удивительная и актуальна поныне. В тяжёлые дни Блокады одна из знакомых моей пра-пра бабушки Марины эвакуировалась по «Дороге жизни». «У меня дома хранится старинная икона. Я не могу её оставить и взять не могу – количество вещей строго ограничено. Не могли бы вы её принять к себе? - просит знакомая и продолжат прошение цитатой из Священного Писания,- «Все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Марк, 11:24)[ 3 ] И вот мои прабабульки взяли санки и везли эту икону от Никольского Собора к себе домой в околицу Новодевичьего монастыря. Были они совсем истощенными, изможденными блокадой девчонками. Шёл январь 1943 года. И сегодня все родственники верят, что именно вера в Господа нашего, Икона и молитвы помогли выжить нашей семье в блокаду. (Приложение 1. Фото 6. Спасённая в Блокаду икона Казанской Матери Божией).
Прошли годы. 17 июня 2006 года митрополит Петербургский и Ладожский Владимир этой иконой совершил освящение возрождённого Казанского Храма Воскресенского Новодевичьего монастыря. А до этого момента прошли долгие годы восстановления храма и монастыря. Нынешняя Игуменья монастыря Матушка София приняла монашество и полуразрушенный храм в 23 года и уже 25 лет возрождает обитель.
Вывод: казалось бы обыденное в дни Блокады событие – передача друзьям на сохранение семейных реликвий, во время эвакуации на Большую Землю - стало отправной точкой для поистине исторических событий в жизни Санкт-Петербурга и судьбе её жителей.
РАЗДЕЛ 2.2..История создания Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Исторические предпосылки принятия молодёжью православной веры в 90-е годы прошлого столетия.
Изучив литературные источники [4], я узнала, что Основание Воскресенского Новодевичьего монастыря относится ко времени царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I «.В Смольном дворце в ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» о даровании ей Российского престола. И клялась, что если она станет Государыней, то не казнит ни одного человека. И на протяжении своего почти 20-летнего царствования она этот обет перед Богом ни разу не нарушила» [2].
Со временем Смольный Дворец был перенесён на место его современного расположения. А здесь, у Московской Заставы, Елизавета Петровна распорядилась построить Монастырь, чтобы со временем в конце царствования отправиться в него на покой. Архитектор – Франческо Бартоломео Растрелли начал постройку монастыря для 120 благородных девиц. При Екатерине II монастырь получил дальнейшее развитие. При нем было образовано училище девиц благородного происхождения – впоследствии Смольный институт. Жизнь самого монастыря тогда так и не устроилась и он был упразднён.
Второй этап становления монастыря начался в 1845 году, когда Николай I приказал возобновить его деятельность. Тогда-то и был выделен участок земли около Московских Триумфальных Ворот – современное место обители. Заложили её в присутствии самого Государя. Первой игуменьей назначили монахиню Феофанию, в миру Александру Сергеевну Щулепникову, происходящую из знатного дворянского рода[ 5].
До революции 1917 года на территории монастыря действовало несколько храмов – Воскресения Христова, во имя иконы Казанской, Афонской, Трёх Святителей. Перед революцией в монастыре жило 77 монахинь и 66 послушниц. Капитал монастыря составлял 1,5 млрд. руб. Работали иконописная, золотошвейная, чеканная и ковровая мастерские – известные по всей России. На кладбище при монастыре захоронены известные русские люди Ф.И. Тютчев Н.А.Некрасов, М.А.Врубель и другие. Монастырь закрыли в 1918 году. Но сёстры создали трудовую общину, которая продержалась до 1932 года. [6]. Во время «Хрущевских» оттепелей городские власти хотели взорвать уникальный по архитектуре Казанских храм, но это не совершилось. В сохранившихся после Великой Отечественной войны зданиях без куполов и шатров, разместился склад Научно-исследовательского института машиностроения.
Нынешнее возрождение Новодевичьего монастыря началось в 1996 году.
РАЗДЕЛ 2.3. Духовный выбор человека в контексте истории страны на примере судьбы Игуменьи Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт- Петербурга Матушки Софии.
Вы спросите меня: «Какая связь между всеми этими событиями?» Матушка София – это правнучка Марины, внучка Александры Шапаковой, спасшей икону Казанской Матери Божией в блокадном Ленинграде. Это моя тётя. Очень ласковая и добрая. Тогда в далёком сорок втором году принимая старинную икону, семья и подумать не могла, насколько тесно переплетётся судьба её с судьбой разрушенного православного храма и крестом монашества.
Как только мне представилась возможность, я спросила у матушки : «Как люди попадают в монастырь? Как Вы поняли, что хотите посвятить свою жизнь служению Богу?»
Матушка мне ответила цитатой великого русского писателя Л.Н. Толстого , который говорил так : «Можешь не писать, не пиши». Вот и она так: «Не можешь не быть монахом – не будь им»[8]. В годы её учебы на юридическом факультете Санкт- Петербургского университета, матушка София встретила на своем пути высодуховного человека старца Кирилла, который в свое время провел 7 лет в лагерях ГУЛАГа, а ныне был духовником и преподавателем в духовной академии, которую студентка Силина посещала параллельно с учёбой в университете. А так же Игумена Николая из Троице-Сергиевой пустыни. Эти люди помогли ей и советом и молитвой. Но все-таки внутренний выбор – это всегда тайна.Потому, что призвание на путь монашества – это всегда милость Божия. Бог сам выбирает и призывает людей служить ему. «Много званых, но мало избранных.» [ 7 ].
При встрече я спросила: «Матушка, когда Вы стали настоятельницей, в монастыре были только стены. С чего началось восстановление обители?» – «Если бы меня сейчас вернули в те времена, я бы испугалась начинать такие дела и с такими трудностями, какие были тогда. Но в 23 года всё представляется в радужном свете, ты ничего не боишься и не представляешь насколько это трудно и ответственно. Сила – особенная благодать, которая помогает в любом правом деле и особенно в Божием. Господь даёт человеку не за его таланты эту силу, а просто так, ни за что – в дар. Вот как дар я всё это и рассматриваю, в том числе и восстановление монастыря и монашеской жизни в нём. Каждый мой шаг в восстановлении монастыря – это великая милость Божия, по другому и не обьяснишь»[ 9 ].
Родилась Силина Юлия Борисовна в 1972 году в Ленинграде, в семье горожан, переживших блокаду. В школе Юля была пятёрошницей (так в Питере называют отличников). Занималась фигурным катанием – даже выигрывала какие-то городские соревнования. Как и все ребята в те годы была пионеркой и комсомолкой. Юля окончила, тоже с отличием, Санкт-Петербургский Университет - юридический факультет. Это было время великих перемен. Распался Советский Союз. Рушились общепринятые ценности. В сентябре 1991 года Комсомол, как всероссийская организация, перестал существовать. Многие молодые люди повернули свои взоры и сердца к православной вере. Среди них была и начинающий юрист Силина. В середине 90-х христианской России нужны были молодые, полные сил и духа люди, способные возродить утерянные вековые традиции и восстановить разрушенные храмы. В 23 года тётя Юля, по велению сердца и по воле Божией, отказавшись от мирской жизни, приняла постриг и смело взялась за восстановление Казанского храма и всего Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
В то время здание и земли монастыря были заняты складами электромеханического завода. В полуразрушенных зданиях пришлось всё отстраивать заново. По архивным документам были воссозданы храмовые росписи, в церкви и келейных корпусах вставлены окна и двери, проведено отопление, на куполах храма восстановлены исторические византийские кресты.
Восстановительные работы шли преимущественно на пожертвования прихожан и благотворителей. Постепенно наладилась традиционная монашеская жизнь. Природная мудрость и внутреннняя теплота матушки Софии ( при постриге имя меняется) привлекают в монастырь самых разных прихожан.Президент России Владимир Путин передал в дар Казанскому храму древнюю икону Страшно Суда, фамильный крест дома Романовых передали в дар монастырю наследники царского престола из Франции [6].
В 1998 году вновь открыта Свято-Владимирская школа. Учащиеся изучают общеобразовательные предметы, искусства – хоровое, инструментальное, изобразительное, танцевальное. Обучение в школе бесплатное. В 2019 году в стенах школы прошёл фестиваль в честь 130-летия Свято-Владимирской школы. На фестиваль съехались ребята со всей страны – Симферополя, Москвы, Калининграда, Пскова, Новгорода. Тёплый радушный приём, общение, экскурсии по красивейшему городу мира всем этим мы обязаны теплу души Матушки Софии.
Вот так одна юная, но сильная духом девушка, смогла найти свое призвание в служении православной веры людям. Придя в монастырь очень молодой, матушка отдает ежечастно все свои силы и знания на благо восстановления утраченного наследия нашей России, восстановление Новодевичьего монастыря Казанской Матери Божией в Санкт- Петербурге.
Она же и директор Свято-Владимирской школы, наставляет молодое поколение на путь православной веры.
Одним из ярких и значимых событий последних лет явилось воссоздание колокольни Новодевичьего монастыря. Первоначально она была заложена 19 июля 1891года. Авторами проекта стали знаменитые архитекторы Л.Н.Бенуа и В.П.Цейдлер. Возвели мощные арочные врата, над которыми возвышалась колокольня. В ней размещался надвратный храм. Летом 1933 года колокольня была взорвана.
В 2020 г. было объявлено о намерении воссоздать колокольню – пятиэтажную постройку высотой около 55 м. Финансирование предполагалось без участия государственных денег. А 13 сентября 2021 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение восстановленной колокольни обители со святыми вратами и надвратным храмом в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Известно, что памятники истории и христианской культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание. Важно, что мои современники (родственники) заботятся о воссоздании исторических культовых зданий, что для меня является примером отношения к наследию Родины и православной вере.
Неприметно для мира день за днём течёт монашеская жизнь. Нет в ней великих свершений, ярких событий, высоких полётов. Но день за днём Боголюбивая Матушка София ведёт невидимую брань за восстановление обители, обновление духа верования православных христиан Санкт-Петербурга и всей России.
Стоит белокаменная тихая Воскресенская обитель среди городского шума и суеты Северной столицы. Стоит, как свидетель верный всех событий истории России и связанная с ней судьба моей семьи и судьба моей тёти Игуменьи матушки Софии (Силиной) – судьба современного человека, распахнутая в небеса.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Гипотеза подтвердилась – исторически сложившиеся обстоятельства и перемены в стране влияют на духовный выбор её граждан. Это мы видим на примере поступков членов моей семьи, как в годы Блокады. Так и в настоящее время.
3.2. В моём исследовании была изучена история создания, развития и возрождения Новодевичьего Воскресенского монастыря Казанской матери Божией в Санкт – Петербурге, связанного с судьбами моих родных, что позволило переосмыслить морально- нравственные изменения в мышлении и поступках молодёжи.
3.3. В процессе работы узнала много для меня нового и интересного о создании монастыря, его жизни, жизни монахинь, о той роли, которую играет личность в возрождении монастыря.
3.4. Проведя исследование причин принятия монашества Игуменьей Матушкой Софией, я сделала вывод, что в годы исторических перемен, молодые люди видят своё предназначение в том числе и в служении Богу, донесения до народа религиозных канонов, как одного из путей служения Родине.
3.5. Часто не простое решение прийти в монастырь вызвано социально-политическими событиями в государстве.
3.6. Совершая паломничество в Новодевичий Воскресенский монастырь, и знакомясь с жизнью монахинь, я поняла, как много значит для человека его духовная жизнь, наполненность светлыми помыслами, что сила русского православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в мироощущении приоритетов добра, любви, духовной красоты, истины, милосердия и любви к Родине.
3.7. Жизненные пути членов моей семьи – служат для меня примером служения Родине.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абрис М. Невозможное человеком возможно Богу., СПб,2019г
2. Воскресенский Новодевичий монастырь / Настоятельница Воскресенского Новодевичьего Монастыря игуменья София (Силина). – АРТ-Деко. – Санкт –Петербург, 2007г. Стр.9.
3. Евангелие. (Марк, 11:24), СПб, 1905г.
4. Кутейкина Н. Храм Казанской иконы Божьей матери Воскресенского Новодевичьего Монастыря в Санкт-Петербурге. – ОАО «Творческая мастерская». – Москва, 2013г. Стр. 7
5. Непознанный мир веры / Сретенский Монастырь. – ОАО «Молодая гвардия». – Москва, 2005г
6. Путина В. Остров православия / Православный женский журнал, 2008г, стр. 26-27
7. Семейная библия. Издательский совет русской православной церкви. – Эксмо. – Москва, 2014г. Лк. XIV, 24.
8. Храните верность Христу / Журнал «Славянка». Женские судьбы, стр. 12 – 20, 2011г.
9. Интервью с матушкой Софией (Силиной).