На первой седмице Великого поста с учениками и педагогами Свято-Владимирской школы провёл встречу-беседу известный учёный и публицист, православный психолог и заместитель главного редактора радиогазеты «Слово» Алексей Михайлович Богачёв.
Тема для беседы, которая была разбита на две части: для учеников начальной школы и старшеклассников, коснулась очень актуальной и злободневной области нашей жизни- взаимоотношений детей и подростков, особенно верующих православных детей и подростков, с миром гаджетов, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Как не стать жертвой зависимости от всевозможных цифровых устройств, социальных сетей и игр, научиться пользоваться полезной составляющей цифрового пространства, но не попасться в его многочисленные «ловушки» - вот этой острой и животрепещущей темой увлёк аудиторию учёный и поделился со всеми присутствовавшими своим опытом в этой области.
Современный человек отличается от человека минувших эпох, жившего сотни и тысячи лет назад, очень многим. В частности, большинство наших современников считает кардинальным, качественным отличием наших современников то, что в наши дни мы свободно общаемся не только друг с другом, но и с персонажами «виртуальной», искусственной реальности, созданной буквально на наших глазах на рубеже прошлого и нынешнего столетий усилиями программистов и инженеров. Посмотрим, однако, на эту новую тенденцию с другой стороны. Зададимся вопросом: как она соотносится с тем вечным и неизменным, что важно для людей всех, без исключения, времён, от первобытной эпохи до античности, от средневековья до постиндустриальной эры? Ведь проблемы добра и зла, любви и ненависти, страха смерти остаются вечными и неизменными в любой период нашей истории. И вот с одной из этих базовых проблем человечества и связана, по мнению Алексея Богачёва, огромная популярность виртуальной реальности в наши дни. Для людей, отрицающих духовный мир, живущих исключительно ради материальных удовольствий, виртуальность является своего рода «спасательным кругом», призрачной и кажущейся возможностью бегства от страха смерти, от ужаса одиночества и бессмысленности собственного существования.
В качестве своеобразного эпиграфа к своей лекции, психолог процитировал строку из известной песни Виктора Цоя: «А жизнь — только слово, есть лишь Любовь и есть Смерть». И оттолкнувшись от извечной человеческой проблемы и фобии, страха Смерти, он сразу же перешёл к её главному противовесу и противоядию: Любви, прежде всего в христианском её понимании. Именно Любовь даёт возможность каждому из нас, живущих на земле, исполнить своё подлинное предназначение — дать другому человеку, ближнему или дальнему, то тепло, понимание и поддержку, в которых мы сами больше всего нуждаемся. Учиться поступать со всеми, кто в этом нуждается, подобно доброму самаритянину из евангельской притчи, любить другого человека так же, как самого себя, пусть даже это кажется смешным и наивным с точки зрения окружающего мира, — вот одна из главных задач, стоящих перед всеми нами, от мала до велика, и об этом напомнил своим слушателям лектор. И задача эта стоит перед нами далеко не только в духовной сфере — её решение не менее важно и в сфере психической, в области психологии. Именно в этом решении залог нашей победы над пугающими и угнетающими нас фобиями: одиночеством и смертью, победы, которая невозможна без Любви. Как сказал когда-то другой прекрасный поэт, Шота Руставели: «Что отдашь, твоё то будет», и это особенно верно в отношении Любви: когда мы отдаём её, то всегда получаем взамен гораздо больше, в конечном счёте мы получаем спасение.
Лектор аргументированно раскрыл перед слушателями достаточно простую, но очень важную истину: православному христианину не нужна виртуальная реальность, он может и должен не бежать от страха смерти в искусственный, иллюзорный мир, а победить смерть тем путём, которым победил её и который показал всем нам Спаситель: путём любви к ближнему. Иначе нет смысла исполнять заповеди и читать молитвы, ведь истинно сказано: «Вера без дел мертва».
В дополнение к главной теме, учёный поделился с аудиторией ещё одной важной психологической опасностью, часто встречающейся в современной жизни: подменой общения с реальным человеком общением с нашим представлением о нём, с нашей проекцией, как это называют психологи. Психические проекции особенно легко делают своей добычей человека, активно пользующегося виртуальной реальностью и гаджетами — ведь когда на смену живому общению приходит цифровой эрзац, когда вместо живой устной речи и эмоционального обмена используется сетевая переписка и «смайлики», гораздо легче становится выдать желаемое за действительное, приписать свой собственный взгляд, свои собственные негативные и агрессивные эмоции другому, который, быть может, полон самых добрых и искренних чувств. Это именно та соринка в чужом глазу, о которой ещё две тысячи лет назад Христос призвал нас не заботиться, по крайней мере до тех пор, пока мы не вынем бревна из собственного глаза.
Встреча с учёным не оставила равнодушными учеников, и многие из них задавали ему вопросы и приводили в качестве иллюстраций реальные случаи из своей собственной жизни: кто то рассказал, как он однажды долго ждал и так и не дождался своего сверстника, обещавшего выйти с ним погулять, а потом увлёкшегося компьютерной игрой, а кто то поделился тревогой за свою подругу, которая утверждает, что влюбилась в персонажа из виртуальной реальности и пытается общаться с ним, как с живым человеком. Из этих перекликающихся с темой лекции примеров из реальной жизни все присутствовавшие в аудитории смогли лишний раз убедиться, насколько актуальна избранная психологом тема и как важно вовремя задуматься о ней, быть во всеоружии перед этой нарастающей угрозой человечеству.
У большинства из учеников и преподавателей, присутствовавших на этой беседе, осталось понимание того, что с помощью Алексея Богачёва мы только начали разговор об очень важном и серьёзном предмете, только приступили к нему. И — самое главное — все смогли убедиться в том, что нет ничего страшного и пугающего в самой науке психологии, а многие с удивлением узнали, что современный учёный-психолог может обратиться к нам на понятном и знакомом нам языке евангельской притчи. Будем надеяться, что такие встречи состоятся ещё не раз и станут в Свято-Владимирской школе хорошей традицией.