“
"Человека вообще" в природе нет и быть не может. Это отвлеченное понимание, существующее только в головах, да в книгах. А потому и общечеловеческой нравственности быть не может: есть только нравственность христианская, магометанская, еврейская, в действительности, исключающие одна другую. Равно и воспитание может быть в духе одной какой-либо определенной религии и нравственности, а не в духе религии вообще и нравственности вообще.
На учащихся, какого бы они пола ни были, оказывают воспитательное влияние традиции школы – издавна заведенные в ней порядки, привычки и воззрения воспитывающихся. Этот строй педагогической жизни, отличающий одну школу от другой, одни называют обычаем школы, другие – направлением и духом. Дело не в названии. Даже в жизни, после многих лет и перемене в личности и судьбе, воспитанники некоторых школ легко отличаются от воспитанников других школ: такую печать на них кладет не тот или другой прославившийся педагог, а самая школа, ее культура. Излишне говорить о принципе товарищества, имеющем силу в каждой школе и поддерживающем обычаи и предания.
Каков же должен быть дух и обычай в наших женских гимназиях? Вопрос может показаться излишним после того, как мы ответим на него: русский. Мы привыкли отождествлять слово русский со словом православный. Простой русский человек на вопрос о национальности, например, немца, говорящего по-русски исправно до неузнаваемости, обыкновенно отвечает: «Не в нашу церковь ходит».
Заметим: во всех немецких школах, как на немецкой, так и на русской земле стоящих, обычай школы лютеранский, а не какой-либо другой… Нам, русским, следует подражать в этом случае немцам. Почему бы и нам не стремиться к водворению в наших женских гимназиях обычаев и духа православия, чтобы быть этим школам русским?»
Константин Петрович Победоносцев